Размер шрифта:

Сотовый телефон вместо авиабилета

Сотовый телефон вместо авиабилета

Развитие мобильной связи идет полным ходом. Современному пользователю сотовых телефонов предлагается все больше и больше различных сервисов. Например, такая необходимая в разгар туристического сезона вещь, как регистрация на авиарейс с помощью телефона.

Быстро, надежно, относительно недорого. Что еще нужно потребителю, особенно когда очереди за привычными бумажными билетами достигают угрожающих размеров?

Прошли те времена, когда для приобретения авиабилета нужно было обязательно ехать в кассы аэропорта, сейчас это можно сделать за несколько минут не отходя от компьютера - через Интернет - купить авиабилеты онлайн. Но прогресс не стоит на месте, уже через несколько месяцев процедура прохождения этапов воздушного путешествия будет упрощена еще больше, заявляют представители Международной ассоциации воздушного транспорта. Они планируют ввести новую систему, которая позволит использовать сотовые телефоны в качестве авиабилетов.

Код в помощь

В основе новой системы - аутентификации по штрих коду. Она объединяет обычный штрих код и технологию передачи изображений при помощи SMS. Система конвертирует получаемый текст в графическое изображение плоского либо двойного штрих кода, которое можно передать на телефон по SMS в шифрованном виде либо по технологии MMS.

Штрих код может быть использован в качестве электронного билета или посадочного талона в самолет. Для аутентификации применяется двухмерный штрих код, который гораздо сложнее подделать, чем обычный одномерный, который пользователи чаще всего распечатывают при заказе электронных авиабилетов через Интернет. Разработчики системы утверждают, что система более чем достаточно защищена, так как каждый код уникален и "в любой точке мира доступен только один код в каждый момент времени". Из-за таких ограничений технологии отправить код на другой телефон нельзя. Транспортное управление "TSA" также заверяет, что новая система безопаснее, чем традиционные способы идентификации пассажиров перед вылетом.

Крупные американские авиаперевозчики, такие как American, Southwest, Delta, Northwest, Continental и Alaska, уже более года используют при оформлении пассажиров сотовые телефоны. Но в большинстве случаев пассажирам помимо этого приходится распечатывать традиционные бумажные билеты с одномерным штрих кодом. Пока только компания Continental готова к полному отказу от бумажных посадочных талонов и перейти на виртуальные цифровые билеты. Continental сейчас запускает в режиме тестирования новую систему, на данный момент проверка посредством сотового телефона происходит только в одном аэропорту в Хьюстоне для беспосадочных рейсов внутри США. Однако в скором времени к этой технологии будет подключено более десятка крупных аэропортов.

Международная ассоциация воздушного транспорта IATA полагает, что новые правила будут способствовать использованию мобильных телефонов при регистрации на рейсы. Пассажиры получат возможность получить на свой сотовый телефон штрих код еще на этапе бронирования билета, а затем применять этот штрих код в качестве посадочного талона. В случае отказа от полета достаточно нажать несколько кнопок, чтобы деактивировать штрих код и отказаться от оплаты Помимо этого система позволяет использовать множество приятных дополнений, например выбирать место из имеющихся свободных, подписаться на предполетную информацию о выбранном рейсе, времени посадки в аэропорту, своевременно получать сообщения о переносах и задержках рейса и т.д.

Ассоциация воздушного транспорта подсчитала, что приняв новую технологию, воздушные перевозчики смогут экономить более 500 миллионов долларов ежегодно.

"Пассажирам требуется самообслуживание и минимум бумажной волокиты", - сказал Джованни Бизигнани, главный исполнительный директор IATA. - "Принятие нового стандарта - большой шаг на пути избавления от бумаг, которые задерживают процесс и поднимают конечную стоимость для потребителя".

Региональные отличия в стандартах штрих-кодов несколько замедлили запуск мобильных приложений, и хотя некоторые авиаперевозчики начали принимать систему мобильных штрих-кодов при регистрации на рейс, консенсус пока не достигнут. Решение IATA состоит в применении существующих кодов типа Aztec и Datamatrix, которые используются как в Европе, так и в Северной Америке, а также стандарта QR, который распространен в Японии и других восточных странах. Все эти системы - технологии, проверенные временем и доказавшие свою надежность, а коды могут читаться практически любым стандартным двухмерным сканером.

Международная Ассоциация Воздушного Транспорта планирует поставлять обновленное сканирующее оборудование для считывания региональных кодов разных форматов, включая Aztec и Datamatrix, которые сегодня применяются повсеместно. Новая система для чтения штрих-кодов обходится заказчику стоит не дороже стандартного сканера штрих-кодов (закупочная цена порядка 300 евро), что почти на порядок дешевле сканера магнитных полос, цена на которые по-прежнему составляет почти 3000 евро.

Голос против

Однако некоторые компании по-прежнему скептически относятся к такой идее.

"Мобильная регистрация нам, конечно, интересна, особенно ввиду огромного количества пассажиров, обладающих мобильными телефонами, - говорит один из представителей British Airways. - Однако сначала мы должны решить ряд проблем, таких как унификация технологий". Президент авиакомпании Virgin Atlantic Л. Роджерс отмечает, что этот перевозчик также рассматривает возможность внедрения виртуальных мобильных билетов, но пока не нашел надежного крупного поставщика для этого сервиса. Директор Ryanair IT Брона Кернан сомневается, что технология получит широкое распространение в Великобритании. "Мобильная регистрация будет удобна для пассажиров, но не для авиакомпаний" - говорит он.

Итак, потенциальный пассажир, используя новую систему, узнает расписание рейсов, выбирает понравившееся место в самолете, оплачивает посадочный талон, получая на свой сотовый телефон или коммуникатор SMS-кой электронный билет, в котором содержится уникальный штрих-код с зашифрованной информацией. Во время прохождения таможенного контроля и при посадке на рейс достаточно провести экраном телефона перед специальным сканером. В результате получаем экономию времени, средств и нервов.

Ну а что делать, если сотовый украли или просто не вовремя сел аккумулятор? Скорее всего, придется срочно восстанавливать билет в знакомом нам бумажном виде. Но в любом случае можно предположить, что новый сервис ожидает перспективное будущее. Количество пассажиров, использующих услуги авиакомпаний, растет с каждым годом. Внедрение системы регистрации при помощи мобильных телефонов поможет справиться с растущим потоком воздушных пассажиров.

Социальные закладки:


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

октябрь, 2009
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31